В начало  Персоналии Библиография Помощь

Запорожец Александр Владимирович

Советский психолог, ученик Выготского.

1930-е гг. - будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков деятельностного подхода в психологии.

Вместе с Леонтьевым разрабатывая проблему возникновения психики в филогенезе.

Главный вклад в теорию деятельности учёный внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое (интериоризированное) "перцептивное действие", уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое ("действенное") обобщение и т. п.Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта.

Процесс интериоризации понимался 3апорожцем как превращение во внутренние первоначально внешних форм ориентировочной деятельности.

Эти взгляды оказали влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной деятельности в русле деятельностного подхода.

На основе обобщения теоретических и практических (по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований создал концепции: возникновения и развития произвольных движений и действий.

Возраст
Воля
Высшие психические функции
Движение
Детская психология
Игра
Личность
Метод
Мышление
Наследственность
Новообразование
Обобщение
Онтогенез
Подражание
Потребности
Развитие
Среда
Эмоции

Библиография

Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г.Восприятие и действие. М.: Просвещение,1967.
Запорожец А.В.Восприятие, движение, действие// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В., Зинченко В.П.Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. М., 1982.
Запорожец А.В.Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М., 1986.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
Запорожец А.В.Изменения моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов его деятельности. Известия АПН РСФСР, вып. 14, М., 1948 г.
Запорожец А.В.О действенном характере зрительного восприятия предмета// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики// Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В.Основные проблемы онтогенеза психики// Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
Запорожец А.В.Основные проблемы онтогенеза психики//Избранные психологические труды. М., 1986. С. 223-257.
Запорожец А.В.Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника. Сб. "Вопросы психологии ребенка-дошкольника". М., 1948 г.
Запорожец А.В.Развитие восприятия и деятельность// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В.Развитие мышления// Избранные психологические труды. М., 1986
Запорожец А.В.Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. Диссертация доктора педагогических наук (по психологии). М., 1958
Запорожец А.В.Развитие произвольных движений М., 1960.
Запорожец А.В.Развитие произвольных движений, М., 1960
Запорожец А.В.Развитие произвольных движений// Психология действия. М.-Воронеж, 2000
Запорожец А.В.Роль Л.С.Выготского в разработке проблем восприятия// Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1986
Запорожец А.В.Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на примере глухонемых детей)// Избранные психологические труды. М., 1986
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.Психология личности и деятельности дошкольников. М., 1965.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. . Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007